Призма Вельда-Бланделла или WB 444
Краткая информация
Найденна во время экспедиции 1922 года (англ. Weld Blundell Expedition), возглавляемой английским археологом Гербертом Вельд Бланделлом
Хранится в музее Эшмола (Эшмоловский музей искусства и археологии, Великобритания)
Инвентарный номер: AN1923.444
Материал: глина
Язык: шумерский
Содержание: перечень шумерских царей, начиная от допотопных династий и до четырнадцатого правителя династии Исин (около 1763-1753 гг. до н.э.). (Ниппурский царский список)
Время составления: Приблизительно в конце III тысячелетия до н.э., в новошумерскую эпоху (2111-2003) или в начале эпохи Иссина-Ларсы (2003-1792), вероятно, в период 2100-1900 гг. до н.э.
Список царей, правивших до потопа
«Список царей Шумера» ведет свое начало с самого зарождения монархии, которая рассматривается как божественное установление: «царство спустились с небес».
Список допотопных правителей:
Правитель
|
Продолжительность
правления
|
Комментарий
|
Алулим
|
28
800 лет
|
Царствовал
в Эриду
|
Аллалгар
|
36
000 лет
|
Царствовал
в Эриду
|
Эн-Менлуана
|
43
200 лет
|
Царствовал
в Бад-тибире
|
Эн-Менгалана
|
28
800 лет
|
Царствовал
в Бад-тибире
|
Думузи
(«пастух»)*
|
36
000 лет
|
Царствовал
в Бад-тибире
|
Эн-Сипадзидана
|
28
800 лет
|
Царствовал
в Лараке
|
Эн-Мендурана**
|
21
000 лет
|
Царствовал
в Сиппаре
|
Убар-Туту***
|
18
600 лет
|
Царствовал
в Шуруппаке
|
* Думузи-пастух является известным героем шумерской литературы. Истории из жизни Думузи позже легли в основу мифов о Таммузе (Фаммузе)
(Мирча Элиаде. ИСТОРИЯ ВЕРЫ И РЕЛИГИОЗНЫХ ИДЕЙ. ТОМ ПЕРВЫЙ: ОТ КАМЕННОГО ВЕКА ДО ЭЛЕВСИНСКИХ МИСТЕРИЙ Перевод H.H.Кулаковой, В.Р.Рокитянского и Ю.Н.Стефанова. М.: Критерион, 2002
Mircea Eliade. Histoire des croyances et des idees religieuses. Tome I. De l'age de la pierre aux mystere d'Eleusis. P.: Payot, 1976 http://psylib.org.ua/books/eliad02/txt03.htm)
В шумерских текстах Таммуз назван Думузи и представлен супругом или возлюбленным богини плодородия Инанны (вавилонской Иштар). Считается, что Таммуз был царем, которого обожествили после смерти. Согласно шумерским текстам, предположительно датируемым XVIII в. до н. э., правителей Шумера отождествляли с Думузи.
Вот что пишут о Таммузе писательница Д. Волькстайн и ассириолог С. Крамер: «У древних шумеров было много умирающих богов, но самый известный из них — Думузи, библейский Таммуз, которого в дни пророка Иезекииля по-прежнему оплакивали иерусалимские женщины. Изначально бог Думузи был смертным шумерским правителем, жизнь и смерть которого произвела глубокое впечатление на шумерских мыслителей и составителей мифов» (Wolkstein D., Kramer S. Inanna, Queen of Heaven and Earth. Нью-Йорк, 1983. С. 124). А вот что отмечает ученый О. Герни: «Вначале Думузи был человеком, царем Эреха... Более того, человеческое происхождение Думузи подтверждается мифологическим повествованием, в котором он обращается к Инанне со словами: „Я введу тебя в дом моего бога“. Едва ли это высказывание можно приписать богу» (Gurney O. Journal of Semitic Studies. 1962. Т. 7. С. 150—152).
** Энмендурана иногда отождествляют с библейским Енохом. И Энмендурана, и Енох занимают седьмое место в родословной линии допотопных патриархов («…седьмый от Адама». Послание Иуды 14).
Существует миф, написанный на семитском языке, согласно которому Эн-Мендуранна был забран на небо богами Шамашем и Ададом. В Библии про Еноха говорится, что «Бог взял его» (Книга Бытие 5:24) и «Бог переселил его». (Послание к Евреям 11:5). (Hamilton, Victor. The Book of Genesis. The New International Commentary on the Old Testament. Eerdmans Publishing Co. 1990. pp 257-258.)
*** Имя Убар-Туту упоминается в двух источниках. Первый источник — Ниппурский царский список, в котором сообщается о царе Шуруппака Убар-Туту, правившем 18600 лет. Он показан отцом царя Зиусудра, последнего царя перед Потопом. Второй источник — «Эпос о Гильгамеше», в 9-й таблице которого упоминается царь Убар-Туту, отца царя Утнапиштима (шумер. «Он обрел жизнь»), которого отождествляют с Зиусудрой Ниппурского списка. В таблице XI Эпоса о Гильгамеше содержится рассказ Утнапиштима о том, как он оказался единственным выжившим после потопа. Утнапиштима называют «шумерским Ноем». (George, A. R. The Babylonian Gilgamesh Epic: Introduction, Critical Edition and Cuneiform Texts. Oxford University Press 2003; Albright W.F. The Babylonian Sage Ut-Napištim Rûqu // Journal of the American Oriental Society, Vol. 38, (1918), pp. 60-65)
Список правителей начинается с допотопных времен и заканчивается 14-м правителем династии Исина (1763—1753 годы до нашей эры). Многим, особенно допотопным, царям приписываются невероятно длинные сроки правления, вследствие чего многие учёные считают это произведение скорее художественным, чем историческим.
Mircea Eliade. Histoire des croyances et des idees religieuses. Tome I. De l'age de la pierre aux mystere d'Eleusis. P.: Payot, 1976 http://psylib.org.ua/books/eliad02/txt03.htm)
В шумерских текстах Таммуз назван Думузи и представлен супругом или возлюбленным богини плодородия Инанны (вавилонской Иштар). Считается, что Таммуз был царем, которого обожествили после смерти. Согласно шумерским текстам, предположительно датируемым XVIII в. до н. э., правителей Шумера отождествляли с Думузи.
Вот что пишут о Таммузе писательница Д. Волькстайн и ассириолог С. Крамер: «У древних шумеров было много умирающих богов, но самый известный из них — Думузи, библейский Таммуз, которого в дни пророка Иезекииля по-прежнему оплакивали иерусалимские женщины. Изначально бог Думузи был смертным шумерским правителем, жизнь и смерть которого произвела глубокое впечатление на шумерских мыслителей и составителей мифов» (Wolkstein D., Kramer S. Inanna, Queen of Heaven and Earth. Нью-Йорк, 1983. С. 124). А вот что отмечает ученый О. Герни: «Вначале Думузи был человеком, царем Эреха... Более того, человеческое происхождение Думузи подтверждается мифологическим повествованием, в котором он обращается к Инанне со словами: „Я введу тебя в дом моего бога“. Едва ли это высказывание можно приписать богу» (Gurney O. Journal of Semitic Studies. 1962. Т. 7. С. 150—152).
** Энмендурана иногда отождествляют с библейским Енохом. И Энмендурана, и Енох занимают седьмое место в родословной линии допотопных патриархов («…седьмый от Адама». Послание Иуды 14).
Существует миф, написанный на семитском языке, согласно которому Эн-Мендуранна был забран на небо богами Шамашем и Ададом. В Библии про Еноха говорится, что «Бог взял его» (Книга Бытие 5:24) и «Бог переселил его». (Послание к Евреям 11:5). (Hamilton, Victor. The Book of Genesis. The New International Commentary on the Old Testament. Eerdmans Publishing Co. 1990. pp 257-258.)
*** Имя Убар-Туту упоминается в двух источниках. Первый источник — Ниппурский царский список, в котором сообщается о царе Шуруппака Убар-Туту, правившем 18600 лет. Он показан отцом царя Зиусудра, последнего царя перед Потопом. Второй источник — «Эпос о Гильгамеше», в 9-й таблице которого упоминается царь Убар-Туту, отца царя Утнапиштима (шумер. «Он обрел жизнь»), которого отождествляют с Зиусудрой Ниппурского списка. В таблице XI Эпоса о Гильгамеше содержится рассказ Утнапиштима о том, как он оказался единственным выжившим после потопа. Утнапиштима называют «шумерским Ноем». (George, A. R. The Babylonian Gilgamesh Epic: Introduction, Critical Edition and Cuneiform Texts. Oxford University Press 2003; Albright W.F. The Babylonian Sage Ut-Napištim Rûqu // Journal of the American Oriental Society, Vol. 38, (1918), pp. 60-65)
Список правителей начинается с допотопных времен и заканчивается 14-м правителем династии Исина (1763—1753 годы до нашей эры). Многим, особенно допотопным, царям приписываются невероятно длинные сроки правления, вследствие чего многие учёные считают это произведение скорее художественным, чем историческим.
В попытке объяснить такие крупные цифры строятся различные теории. Предполагается, что они выражают огромную важность правителей, считавшихся полубогами. Согласно другой версии, сар (3600 лет) и нер (600 лет), единицы измерения времени в шумерской системе счисления, должны восприниматься как годы и месяцы соответственно. Сроки правления после потопа начинают уменьшаться и приближаются к реалистичным, поэтому более правдивой кажется первая.
Потоп
Сторона а: отрывок, посвящённый потопу
Транскрипция и перевод на английский (The Weld-Blundell Collection, vol. II. Historical Inscriptions, Containing Principally the Chronological Prism, W-B. 444, by S. LANGDON, M. A. OXFORD UNIVERSITY PRESS, 1923, стр. 9)
39
|
И
потоп пришёл (на землю).4
|
40
|
После
того, как пришёл потоп,
|
41
|
правление,
которое ниспослано с небес,
|
42
|
было
правление в Кише
|
4 Это была стандартная шумерская фраза, описывающая наступление потопа. См. PBS, том 1, кол.4, a-ma-ru kalam-ma ba-an-ur-ra – «И потоп пришёл на землю (семь дней и семь ночей)». (Энлиль) a-ma-ru ba-an-ur = abuba ultebi’i «вызвал потоп», SBP. 260, 19; Нинурта обычно считается тем богом, который послал потоп, a-ma-ru ur-ra = mišbi’i abubu, SBP, 238, 8…
Раскопки в Ираке выявили доказательства локальных наводнений в районе Шуруппака и других шумерских городов. Слои речных отложений, радиоуглеродным методом датирируемых около 2900 до н. э., прерывают непрерывность поселений, расширяясь далеко на север до города Киш. Полихромная керамика периода Джемдет-Наср (3000 — 2900 до н. э.) была обнаружена непосредственно ниже слоёв наводнений (Harriet Crawford Sumer and the Sumerians — Cambridge University Press, 2004 — isbn=978-0-521-53338-6).
Ассирийский царь Ашшурбанипал заявил, что читал «надписи на камне, сделанные до потопа» (Finegan J. Light From the Ancient Past. 1959. С. 216, 217). Но эти надписи могли быть сделаны до «потопа», который был сильным наводнением местного значения, или же они могли представлять собой сообщения, которые лишь претендовали на то, что повествуют о событиях, произошедших до Потопа.
Выводы
Из текста на призме Вельда-Бланделла неясно, идет ли речь о локальном потопе или о событии, которое обычно называют "великим потопом", "всемирным потопом" или "потопом во дни Ноя" (в который шумеры верили, как видно из их мифологии).
В любом случае, список "допотопных царей" из Ниппурского списка имеет некоторые параллели с персонажами, упомянутыми в библейской книге Бытие, из чего можно предположить, что у обеих книг был общий источник. Так или иначе, шумеры относились к Потопу как к реальному событию, которое было частью их собственной истории.
Комментарии
Отправить комментарий