К основному контенту

Черный обелиск Салманассара III

В Британском музее, где мне недавно довелось побывать, хранится Чёрный обелиск Салманассара III. Он был обнаружен британским археологом Генри Лайардом в 1846 году при раскопках в городе Нимруде.



В древности этот город назывался Калах. Он упомянут ещё в Библии, согласно которой он был основан Нимродом в Ассирии и вначале был частью «великого города», включавшего Ниневию, Калах, Ресен и Реховофир (Бытие 10:9—12). Последние три места, очевидно, были пригородами Ниневии. В ассирийских клинописных текстах этот город называется Калху (Кальху). Позднее Калах стал одним из трех основных городов Ассирийской империи, наряду с Ниневией и Ассуром (Ашшуром). Он располагался примерно в 35 км к Ю.-Ю.-В. от Ниневии, на восточном берегу реки Тигр, чуть севернее того места, где в Тигр впадает река Большой Заб. Сегодня место, где когда-то находился Калах, называется Нимруд. В этом названии сохранилось имя основателя древнего города.
При раскопках в Калахе были обнаружены одни из лучших образцов ассирийского искусства: гигантские крылатые львы с человеческими головами, крылатые быки, множество огромных барельефов, украшавших дворцовые стены, и многочисленные резные изделия из слоновой кости. Среди находок была прекрасно сохранившаяся статуя Ашшурнасирпала, а также так называемый Черный обелиск Салманассара III. Обелиск датируют 9 веком до н.э.




В надписи на обелиске говорится, что израильский царь Ииуй (ок. 904—877 до н. э.) заплатил ему дань. На одном из рельефов этого обелиска, вероятно, изображено, как посол Ииуя доставляет дань этому ассирийскому правителю.


Надпись гласит: «Дань Ииуя (Иахуа), сына Амврия (Хумри). Я получил от него серебро, золото, золотую чашу, золотую вазу с заостренным дном, золотые бокалы, золотые ведра, олово, скипетр для царя (и) деревянный пурухту [значение последнего слова неизвестно]» (Ancient Near Eastern Texts / Под ред. J. Pritchard. 1974. С. 281). (На самом деле Ииуй не был сыном Амврия. Однако со времен Амврия его сыновьями иногда называли царей Израиля — несомненно, по причине его храбрости, а также потому, что он построил Самарию, остававшуюся столицей Израиля до тех пор, пока это царство не было захвачено Ассирией.)

На нем есть и иллюстрация: предположительно, посланник Ииуя кланяется Салманассару и преподносит дань. Ряд специалистов отмечают, что это первое, насколько известно науке, графическое изображение израильтян. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Призма Вельда-Бланделла // Weld-Blundell Prism

Призма Вельда-Бланделла или WB 444  Краткая информация Найденна во время экспедиции 1922 года (англ. Weld Blundell Expedition), возглавляемой английским археологом Гербертом Вельд Бланделлом  Хранится в музее Эшмола (Эшмоловский музей искусства и археологии, Великобритания) Инвентарный номер: AN1923.444 Материал: глина Язык: шумерский Содержание: перечень шумерских царей, начиная от допотопных династий и до четырнадцатого правителя династии Исин (около 1763-1753 гг. до н.э.). (Ниппурский царский список) Время составления: Приблизительно в конце III тысячелетия до н.э., в новошумерскую эпоху (2111-2003) или в начале эпохи Иссина-Ларсы (2003-1792), вероятно, в период 2100-1900 гг. до н.э. Список царей, правивших до потопа «Список царей Шумера» ведет свое начало с самого зарождения монархии, которая рассматривается как божественное установление: «царство спустились с небес».

Эпос о Гильгамеше. Таблица XI. Великий потоп.

«Эпос о Гильгамеше», или поэма «О всё видавшем» (аккад. ša nagba imuru) — одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире, самое крупное произведение, написанное клинописью, одно из величайших произведений литературы Древнего Востока. «Эпос» создавался на аккадском языке на основании шумерских сказаний на протяжении полутора тысяч лет. По мнению исследователей «Эпоса», первые песни о Гильгамеше были созданы ещё в конце первой половины III тысячелетия до н. э. Первые дошедшие до нашего времени таблички были созданы на 800 лет позже. Его наиболее полная версия была обнаружена в середине XIX века при раскопках клинописной библиотеки царя Ашшурбанипала в Ниневии. Она была записана на 12 шестиколонных табличках мелкой клинописью, включала около 3 тысяч стихов и была датирована VII веком до н. э. Также в XX веке были найдены фрагменты других версий эпоса, в том числе и на хурритском и хеттском языках. Эпос о Гильгамеше.Таблица 11. Из коллекции Британского музея .

"Глазастые идолы" Сирии

В коллекции Британского музея есть несколько артефактов, найденных при раскопках в Тель-Браке (в древности - Нагар) -  археологическом городище на территории сирийской провинции Эль-Хасеке (Аль-Хасака) в верховьях реки Хабур. Они получили название "глазастых идолов" (eye idol). Эти алебастровые статуэтки были вмурованы в кладку стен храма, который из-за этого получил название "Храм Ока". Датируются находки 3500-3300 гг до н.э.  Археологи разделили идолов с глазами на три группы, на основе количества изображений в каждом идоле: моно-изображение, двойное изображение и групповое изображение. Кроме того, существуют две группы на основе изображения самих глаз: первая включает в себя идолов с круглыми глазами без бровей, большинство из них высотой от 1 до 3 см., два отверстия над шеей – это глаза, когда нет шеи, они расположены над телом. Изготовлены эти фигурки из глины и мрамора, но большинство из них не больше  3 см. в высоту и сделаны из камня. Обычн...