К основному контенту

К. Матвеев, А. Сазонов. Когда заговорила клинопись.

 К. Матвеев, А. Сазонов. Когда заговорила клинопись. М. 2004.

стр. 115-116

Подстрекаемые вавилонянами и стремившиеся захватить богатства Ассирии, мидийцы во главе со своим царем Фраортом еще при жизни Ашшурбанипала попытались штурмом взять Ниневию. Геродот писал, что Фраорт покорил много народов, пока не пошел наконец войною и на ассирийцев, которые жили в Нине и владычествовали над всеми. Во время похода Фраорт погиб, пала и большая часть его войска.

На этот раз Ниневия выдержала все нападения противника. Это была мощная крепость, взятие которой требовало много времени, сил и военного искусства. Город представлял собой продолговатый четырехугольник. Стены достигали 100 футов в высоту, 150 стадий в длину, 90 стадий в ширину. По ним могли проехать три колесницы, поставленные в одни ряд. На внешнем обводе стен имелось 1500 башен высотою в 200 футов каждая. Гарнизон города был хорошо вооружен, население столицы составляло 120 тысяч человек.

По преданию, Ниневию спас стодневный пост, который был объявлен царем в дни осады.

«И поверили ниневитяне Богу, — записано древним летописцем, — и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, — а он встал с престола своего и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле. И повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его, чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбища и воды не пили. И чтобы покрыты были вретищем люди и скот, и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего, от насилия рук своих.

Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев свой, и мы не погибнем.

И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел».

(Авторы цитируют библейскую книгу пророка Ионы, подтверждая тем самым ее историчность).

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Призма Вельда-Бланделла // Weld-Blundell Prism

Призма Вельда-Бланделла или WB 444  Краткая информация Найденна во время экспедиции 1922 года (англ. Weld Blundell Expedition), возглавляемой английским археологом Гербертом Вельд Бланделлом  Хранится в музее Эшмола (Эшмоловский музей искусства и археологии, Великобритания) Инвентарный номер: AN1923.444 Материал: глина Язык: шумерский Содержание: перечень шумерских царей, начиная от допотопных династий и до четырнадцатого правителя династии Исин (около 1763-1753 гг. до н.э.). (Ниппурский царский список) Время составления: Приблизительно в конце III тысячелетия до н.э., в новошумерскую эпоху (2111-2003) или в начале эпохи Иссина-Ларсы (2003-1792), вероятно, в период 2100-1900 гг. до н.э. Список царей, правивших до потопа «Список царей Шумера» ведет свое начало с самого зарождения монархии, которая рассматривается как божественное установление: «царство спустились с небес».

Эпос о Гильгамеше. Таблица XI. Великий потоп.

«Эпос о Гильгамеше», или поэма «О всё видавшем» (аккад. ša nagba imuru) — одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире, самое крупное произведение, написанное клинописью, одно из величайших произведений литературы Древнего Востока. «Эпос» создавался на аккадском языке на основании шумерских сказаний на протяжении полутора тысяч лет. По мнению исследователей «Эпоса», первые песни о Гильгамеше были созданы ещё в конце первой половины III тысячелетия до н. э. Первые дошедшие до нашего времени таблички были созданы на 800 лет позже. Его наиболее полная версия была обнаружена в середине XIX века при раскопках клинописной библиотеки царя Ашшурбанипала в Ниневии. Она была записана на 12 шестиколонных табличках мелкой клинописью, включала около 3 тысяч стихов и была датирована VII веком до н. э. Также в XX веке были найдены фрагменты других версий эпоса, в том числе и на хурритском и хеттском языках. Эпос о Гильгамеше.Таблица 11. Из коллекции Британского музея .

"Глазастые идолы" Сирии

В коллекции Британского музея есть несколько артефактов, найденных при раскопках в Тель-Браке (в древности - Нагар) -  археологическом городище на территории сирийской провинции Эль-Хасеке (Аль-Хасака) в верховьях реки Хабур. Они получили название "глазастых идолов" (eye idol). Эти алебастровые статуэтки были вмурованы в кладку стен храма, который из-за этого получил название "Храм Ока". Датируются находки 3500-3300 гг до н.э.  Археологи разделили идолов с глазами на три группы, на основе количества изображений в каждом идоле: моно-изображение, двойное изображение и групповое изображение. Кроме того, существуют две группы на основе изображения самих глаз: первая включает в себя идолов с круглыми глазами без бровей, большинство из них высотой от 1 до 3 см., два отверстия над шеей – это глаза, когда нет шеи, они расположены над телом. Изготовлены эти фигурки из глины и мрамора, но большинство из них не больше  3 см. в высоту и сделаны из камня. Обычн...