К основному контенту

Валаам, сын Беора - реальный человек

О Валааме, сыне Беора, мы знаем не только из Библии (самый знаменитый эпизод с его участием - говорящая ослица), но и из надписи, найденной в 1967 году в Иордании, которую можно датировать 9 или 8 веком до н. э.

Вот отрывок из заметки о нём в сообществе "Вопросы библеистики":

"Согласно пространному описанию в книге Чисел (главы 22–24), которая, вероятно, состоит из двух или более объединенных литературных традиций, Валак, царь Моава, напуган сообщениями о приближающихся израильтянах и решает нанять Валаама, чтобы тот произнес проклятие на Израиль, чтобы он смог победить их в войне. Древние ближневосточные цари часто ожидали, что пророки и прорицатели произнесут такие проклятия на их противников перед битвой. Валаам же, очевидно, был известен как провидец или пророк. Бог (здесь именуемый «Элохим») несколько раз является Валааму во сне и запрещает ему проклинать Израиль. В конце концов Валааму разрешается выполнить поручение Валака. Далее следует хорошо известная сцена, в которой говорящая ослица и ангел Яхве блокируют Валаама на его пути, когда тот едет, чтобы произнести проклятие. В конце концов, Валаам прибывает в пункт назначения, но в конечном итоге вызывает негодование моавитского царя, неоднократно произнося в адрес Израиля несколько длинных, красиво сформулированных поэтических благословений.

Что касается небиблейской надписи, найденной в Иордании, то она представляет собой текст, найденный на стене дома на месте Телль Дейр Алла (возможно, отождествляемый с библейским Суккот). Текст относится к тому же Валааму, сыну Беора, который получает устрашающее послание от богов. На следующее утро он не может есть и громко плачет. Когда его люди требуют объяснений, он говорит им, что узнал, что так называемые боги Шаддай созвали совет и постановили запечатать небеса вечной тьмой. (Родственное имя Эль Шаддай используется в еврейской Библии для обозначения Бога; обычно оно переводится как «Бог Всемогущий»)".

Эта небиблейская надпись подтверждает существование пророка по имени Валаам, который общался с богом, носящим библейский титул Шаддай.








ИЛЛЮСТРАЦИИ: Надпись с упоминанием Валаама, сына Беора, из Телль Дейр Алла, IX или VIII век до н. э. Амманский археологический музей, Амман, Иордания (слева на право: оригинал и реставрация).


В 1967 году эта надпись была обнаружена в Телль-Дейр-Алла, на восточном берегу реки Иордан, цветущем городе восьмого и седьмого веков до нашей эры. В надписи, первоначально написанной прямо на стене профессиональным писцом, упоминается Валаам, сын Беора, провидец, который, скорее всего, является тем же человеком, что и библейский персонаж, нанятый для проклятия израильтян, но которого Бог вместо этого заставил благословить их (см. Числа 22-24). Мотивы в повествовании из Дейр Алла присутствуют в библейской истории, а фрагменты были найдены в Трансиордании, где и происходит библейская история, что свидетельствует о единой традиции у израильтян и жителей Трансиордании. Классификация языка надписи вызывает трудности, поскольку в семитологии принято четко различать арамейские и ханаанские диалекты, данный же текст имеет черты, характерные для обеих этих языковых подгрупп

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Призма Вельда-Бланделла // Weld-Blundell Prism

Призма Вельда-Бланделла или WB 444  Краткая информация Найденна во время экспедиции 1922 года (англ. Weld Blundell Expedition), возглавляемой английским археологом Гербертом Вельд Бланделлом  Хранится в музее Эшмола (Эшмоловский музей искусства и археологии, Великобритания) Инвентарный номер: AN1923.444 Материал: глина Язык: шумерский Содержание: перечень шумерских царей, начиная от допотопных династий и до четырнадцатого правителя династии Исин (около 1763-1753 гг. до н.э.). (Ниппурский царский список) Время составления: Приблизительно в конце III тысячелетия до н.э., в новошумерскую эпоху (2111-2003) или в начале эпохи Иссина-Ларсы (2003-1792), вероятно, в период 2100-1900 гг. до н.э. Список царей, правивших до потопа «Список царей Шумера» ведет свое начало с самого зарождения монархии, которая рассматривается как божественное установление: «царство спустились с небес».

Эпос о Гильгамеше. Таблица XI. Великий потоп.

«Эпос о Гильгамеше», или поэма «О всё видавшем» (аккад. ša nagba imuru) — одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире, самое крупное произведение, написанное клинописью, одно из величайших произведений литературы Древнего Востока. «Эпос» создавался на аккадском языке на основании шумерских сказаний на протяжении полутора тысяч лет. По мнению исследователей «Эпоса», первые песни о Гильгамеше были созданы ещё в конце первой половины III тысячелетия до н. э. Первые дошедшие до нашего времени таблички были созданы на 800 лет позже. Его наиболее полная версия была обнаружена в середине XIX века при раскопках клинописной библиотеки царя Ашшурбанипала в Ниневии. Она была записана на 12 шестиколонных табличках мелкой клинописью, включала около 3 тысяч стихов и была датирована VII веком до н. э. Также в XX веке были найдены фрагменты других версий эпоса, в том числе и на хурритском и хеттском языках. Эпос о Гильгамеше.Таблица 11. Из коллекции Британского музея .

"Глазастые идолы" Сирии

В коллекции Британского музея есть несколько артефактов, найденных при раскопках в Тель-Браке (в древности - Нагар) -  археологическом городище на территории сирийской провинции Эль-Хасеке (Аль-Хасака) в верховьях реки Хабур. Они получили название "глазастых идолов" (eye idol). Эти алебастровые статуэтки были вмурованы в кладку стен храма, который из-за этого получил название "Храм Ока". Датируются находки 3500-3300 гг до н.э.  Археологи разделили идолов с глазами на три группы, на основе количества изображений в каждом идоле: моно-изображение, двойное изображение и групповое изображение. Кроме того, существуют две группы на основе изображения самих глаз: первая включает в себя идолов с круглыми глазами без бровей, большинство из них высотой от 1 до 3 см., два отверстия над шеей – это глаза, когда нет шеи, они расположены над телом. Изготовлены эти фигурки из глины и мрамора, но большинство из них не больше  3 см. в высоту и сделаны из камня. Обычн...